+7 (812) 494-9090
Обратная связьEnglish
Главная → Статьи → Корпоративные коммуникации → История мессенджеров: вторая волна
Полезный совет
Устанавливать напоминания о делах и назначать задачи коллегам прямо из записной книжки OneNote - элементарно!Подробнее
Версия для печати

История мессенджеров: вторая волна

21 июля 2016

В предыдущей статье мы рассказали о первой волне мессенджеров, основной всплеск которой пришелся на конец 90-х – начало 2000-х. И если первое поколение мессенджеров уже давно никем не используется, то второе сейчас можно увидеть в каждом смартфоне.


Своим появлением вторая волна мессенджеров обязана массовому росту количества пользователей смартфонов, который, в свою очередь, напрямую связан с выходом в 2007 году iPhone и в 2008 — Android. Новым объединяющим началом стало «Приложение», которое привело к полному переосмыслению самого понятия мессенджера. 


Пожалуй, самым известным и распространенным мессенджером для смартфонов является WhatsApp, на момент написания статьи насчитывающий более миллиарда пользователей. Другими игроками второго поколения стали WeChat, LINE, Google Hangouts, Viber, KakaoTalk, Telegram, ChatON, Hike, Kik и Facebook Messenger, который всё еще соревнуется с WhatsApp по количеству пользователей, несмотря на то, что оба приложения уже принадлежат одной компании.

Мессенджеры

Присутствие кануло в Лету

С появлением смартфонов постоянное подключение к Интернету стало абсолютно нормальным явлением. А пребывание «вне сети», напротив, стало временным состоянием. Это вызвало большие изменения в нашей жизни, сменив саму парадигму подключения к Интернету: от «всегда вне сети» (за исключением нескольких минут) на «всегда включен» (за исключением нескольких минут). Благодаря тому, что пользователи теперь могут получать файлы и сообщения, даже находясь вне сети, «присутствие» стало куда менее значимым, и мы перестали чувствовать необходимость реагировать на сообщения немедленно. Теперь пользователи свободны от необходимости находиться в мессенджере одновременно со своими собеседниками.

Ограниченная функция отправки офлайн-сообщений первого поколения мессенджеров была заменена на полноценный центральный архив, куда попадают все сообщения. С помощью центрального архива приложения одного бренда на всех устройствах теперь синхронизируются в реальном времени. Использование одного мессенджера на нескольких устройствах выглядит следующим образом: многие начинают общение с одного устройства, продолжают на втором, а оканчивают общение уже на третьем.

Запросы на передачу и получение файлов остались в прошлом. Теперь, так как подключение стало непредсказуемым, никто не готов ждать появления необходимого контакта «в сети» для передачи ему файла. Создателям мессенджеров пришлось сделать функцию отправки файлов (картинки, музыка, видео и геометки) такой же простой, как отправка обычных сообщений. Отправитель просто выбирает нужный ему файл и нажимает на кнопку «отправить», а затем возвращает телефон в карман или пишет следующее сообщение. Приложение уже само заботится об остальном. Принимающему же приходит такое же уведомление о том, что он получил файл, как если бы ему просто кто-то написал. При этом, большинство приложений позволяет скачать крупные файлы, только когда пользователь подключен к Wi-fi, тем самым ограждая его от перерасхода трафика мобильного Интернета.


Мессенджер


Модернизация «железа» привела к прогрессу в передаче голоса и видео. Стоит учитывать, де-факто, стандартизацию появления фронтальной камеры во всех смартфонах и, чуть позднее, в ноутбуках. Появление 3G и 4G сетей для мобильных и высокоскоростного Интернета для настольных компьютеров привело к резкому скачку популярности видеозвонков. Хотя из-за их чувствительности к скачкам пропускной способности пользователи все еще готовы к задержкам и ошибкам.


Действия с сообщениями и безумие стикеров

В мессенджерах на смартфонах опечатки ожидаемы, так как вы стараетесь быстро печатать на малюсенькой клавиатуре, да и автокоррекция частенько сама заменяет слова на совсем не то, что вы хотели написать. Поэтому появилась функция редактирования уже отправленного сообщения. Также была добавлена возможность ответить на конкретное сообщение собеседника, цитировать или переслать сообщение. Можно даже упомянуть кого-то конкретного с помощью @nickname. Появились маркеры, позаимствованные из SМS и доработанные под приложения, которые говорят о том, что сообщение отправлено, принято и/или прочитано. Это показывается галочками, цветовыми метками, ярлычками и даже просто текстом.


Мессенджер-smile

Стикеры, стикеры и еще раз стикеры! 


Почти во все приложения были добавлены стикеры. Вы отправляете забавную картинку, соответствующую размеру диалогового окна, но качественнее и эмоционально богаче, чем смайлик, и при этом намного «легче», чем обычное изображение. Это позволяет точнее передать эмоции, делать это быстрее и веселее. В некоторых приложениях стикеры стали частью монетизации. Наборы стикеров продаются за небольшие деньги (до 3$), и многие пользователи с удовольствием обновляют свой арсенал эмоциональных картинок. 


Заключение 


Месседжеры второго поколения оказались более удобными для пользователей, и потому долгоживущими. Заметно более долго живущими, чем технология SMS, из которой они выросли. 


Революция смартфонов была настолько стремительной и безумной, что создатели первых приложений абсолютно забыли про настольные компьютеры. Многие делали мессенджеры исключительно для мобильных устройств. Но чуть позже, большинство приложений стали кросс-платформенными, с опорой на смартфоны. Это дало основу для развития третьей волны мессенджеров, но речь об этом пойдет уже в следующей статье. Не переключайтесь!


Теги: мессенджеры, WhatsApp, стикеры, facebook messenger