Вижу, значит управляю
30 июня 2015
Повышение эффективности деятельности — одна из ключевых задач руководства любого предприятия. Для достижения этой цели директора ищут новые способы повышения производительности труда, проводят модернизацию оборудования, увеличивают штат сотрудников и даже меняют бизнес-процессы. Но добиться роста показателей эффективности можно, просто внедрив принцип визуализации деятельности на своем предприятии. Что это за принцип? В чем его особенность?
Визуализация — это представление информации в виде изображения: рисунков, диаграмм, графиков, структурных схем, карт, таблиц и т. д.
Лучше один раз увидеть…
В начале XX века Кембриджские ученые во главе с психологом Ф.Ч. Бартлеттом, опираясь на разработки немецкого коллеги Г. Эббингауза, провели исследования, которые показали, что человеческий мозг лучше всего запоминает именно визуальную информацию (информацию, представленную в виде рисунков, схем, графиков и т.д.). Результаты тестов поразили: из информации, преподнесенной в устной форме, человек запоминает всего 10%. Если ту же самую информацию представить в письменном виде, в памяти остается около 15%. В случае с изображениями данный показатель повышается до 75%.
Получается, что самыми восприимчивыми к получению информации являются органы зрения. Именно на эту особенность человеческого мозга опирается принцип визуализации И уже давно применяется людьми в различных сферах: обучение, пропаганда новых идей, прогноз погоды, рекламный бизнес.
Визуализация — составляющая современных способов управления предприятием
С внедрением и развитием современных систем управления предприятием (5S, Бережливое производство и др.) визуализация как их неотъемлемая часть стала применяться на предприятиях самых разных сфер и отраслей экономики. Наглядное представление результатов деятельности подкрепляет вовлеченность сотрудников, помогает повышать производительность труда и рациональнее использовать производственные ресурсы. Являясь наиболее простым и эффективным способом передачи данных, визуализация позволяет быстро и доходчиво доносить информацию до каждого сотрудника и поддерживать уровень информированности на высоком уровне. Кроме того, визуальное представление помогает не забывать информацию и вспоминать её детали. При простой беседе, инструктаже или собрании без использования инфографики информация доносится до работников, но с течением времени, без напоминания, она забывается. При наличии визуального подкрепления информация запоминается на более долгий срок.
Ещё одно преимущество визуального представления – снижение вероятности неоднозначного интерпретирования информации. На производстве и в сфере услуг визуализация помогает решать задачи контроля. В последнее время термин «визуальный контроль» приобрел новый значение: контроль процесса с применением различных носителей информации (информационные панели, графики, доски почета, контрольные срезы и т.д.), позволяющих мгновенно определить состояние контролируемого процесса: все в порядке или имеются отклонения.
Визуальный менеджмент впервые появился в Японии. Передовые японцы даже создают специальные помещения «Ообея» (в переводе на русский язык «Большая комната»), в которых демонстрируют результаты работы сотрудников и другие значимые показатели. Эти комнаты оснащены самым современным информационным оборудованием. Отечественные управленцы пока только начинают понимать всю «ценность» таких комнат и перенимать японский опыт.
При внедрении принципа визуализации деятельности нужно определиться со способом представления данных: будут ли это графики, таблицы или же рисунки. Очень важно, чтобы человек, работающий с этой информацией, мог правильно интерпретировать ее и принять решение в течение нескольких минут. Благодаря оперативному принятию управленческих решений и повышению производительности труда персонала, эффективность работы предприятия после внедрения визуализации возрастает в среднем на 20%. *
* — По данным международной ассоциации производителей MES- систем
Мобильная визуализация
Развитие информационных технологий, появление мобильных устройств позволили сделать применение визуализации еще более эффективным. Вывод данных на телевизионные панели или информационные киоски делает информацию доступной для всех сотрудников предприятия: не только для офисных «белых и синих воротничков», но и для работяг в цехах. Данные, выводимые на мобильные устройства, предоставляют актуальную информацию сотрудникам, работающих на выезде и руководителям, находящимся вне офиса.
Каждый директор желает знать…
Все больше предприятий ощущают потребность в визуализации и обращаются в компанию АстроСофт за разработкой информационных панелей, на которые выводятся данные о состоянии того или иного бизнес-процесса.
Например, наши специалисты разработали подобную панель для отечественного предприятия, которое занимается производством сильфонных компенсаторов. Разработанное для этой компании решение является удобным инструментом представления данных о состоянии производственного оборудования в режиме реального времени и в наглядном виде. Генеральный директор и главный инженер на своих планшетах и на телевизионной панели видят план цехов предприятия с информацией об расположенных в них станках. Добавленный на каждый станок маяк-индикатор отражает его состояние: исправен, неисправен, в резерве или списан.
«Оперативный вывод данных на экраны помогает быстро принимать управленческие решения и своевременно реагировать на изменение в состоянии оборудования. Наша система позволила предприятию сократить простои в работе оборудования и увеличить выпуск продукции», – поделилась директор департамента разработки информационных панелей АстроСофт, Екатерина Голобокова.
Да будет свет! А также тепло и электричество.
Применяют визуализацию и в электросетевых компаниях. Одной из основных задач таких предприятий является присоединенные новых пользователей к электрическим сетям. Это сложный, многоэтапный процесс: одновременно в работе могут находиться несколько сотен заявок на подключение. При этом руководителю службы технологического присоединения важно понимать, что происходит с каждой из этих заявок, на каких этапах они находятся. У компании АстроСофт есть опыт визуализации именно этого процесса, основанный на разработке и внедрении автоматизированных систем управления процессом технологического присоединения (АСУ ПТП) для нескольких крупных энергетических компаний России. Наши специалисты создали панель, которая визуализирует показатели эффективности процесса технологического присоединения к электрическим сетям на всех этапах: от регистрации заявки на технологическое присоединение до выдачи проекта договора на подпись клиенту.
Разработанная система получает данные из АСУ ПТП, проводя мониторинг всех типов заявок, выполняет консолидацию и группировку этих данных и подготавливает визуальное представление полученной информации в различных разрезах и диаграммах – всего более 20 показателей.
|
По словам Натальи Семичастновой, исполнительного директора компании АстроСофт, «разработанная информационная панель помогает ТОП-менеджменту предприятий ТЭК быстро определять, на каком этапе прохождения заявка обрабатывается с отставанием от нормативных сроков. Тем самым решается злободневная проблема несоблюдения сроков выполнения договоров по технологическому присоединению и значительно растет количество подключенных пользователей. Автоматизация процесса и визуализация данных в электросетевых компаниях наших заказчиков позволили сократить средние сроки обработки заявок с 130 дней до 21 дня (данные за 2010 – 2013 годы)».
|
Вам ответит первый освободившийся оператор
У компании АстроСофт есть также опыт разработки панелей для осуществления визуального контроля. Подобную систему мы разработали для использования в собственном сервис-центре – Линии Консультации пользователей продуктов 1С. Число клиентов Линии консультации росло с каждым годом, время, требуемое на обработку звонка, увеличивалось, дозвониться до сервис-центра становилось все сложнее. Для повышения эффективности работы Линии Консультации, мы разработали
программный продукт Support Center Software, объединяющей возможности современной телефонии и CRM-систем. В этот продукт встроена информационная панель, позволяющая руководителю подразделения в режиме реального времени получать информацию о занятости операторов на линиях и количестве клиентов, ожидающих ответа. Актуальное предоставление данных о загрузке операторов позволяет своевременно реагировать на «пиковые нагрузки» и эффективно управлять операторами на линии.
«Не увеличивая штат сотрудников, мы повысили количество обрабатываемых звонков, поступающих на Линию консультации. На мой взгляд, подобная панель незаменима для руководителей, которым нужно оперативно управлять своими подчинёнными. Она является рабочим инструментом, позволяющим значительно повысить эффективность собственной работы по управлению и контролю за сотрудниками», поделилась своим мнением о продукте руководитель Линии Консультаций АстроСофт Екатерина Васильева.
|
|
В качестве заключения
Принцип визуализации показателей деятельности можно применять на любом предприятии, не зависимо от уровня и размера, отрасли и сферы деятельности. Это не простой процесс, каждая компания идет к нему своим путем. Кто-то исходит из «узких» и проблемных мест, например, выполнение плана, соблюдение сроков договор, своевременная оплата счетов, и принимает решение визуализировать именно эти данные. Кто-то выбирает комплексный подход и визуализирует все бизнес-процессы: от получения заявки заказчика до реализации товара. Где-то внедрение может пройти за месяц, и эффект ощущается буквально сразу, другой компании понадобиться больше времени, прежде чем новая система управления приживется и принесет свои плоды. Но эффект точно будет. Главное — начать.
Теги: